Личный опыт. Переезд по стартап-визе во Францию
Елизавета с мужем хотели обзавестись собственной квартирой в Петербурге, но под влиянием «внешних обстоятельств» вернулись к плану переезда во Францию. Получилось не сразу – но получилось…
Всё началось с французского
Моё призвание – французский язык. Закончила университет по специальности лингвистика, а сейчас у меня собственная языковая онлайн-школа. Разумеется, я и сама путешествовала по Франции, и вместе с мужем – как туристы. Была идея попробовать пожить там. Ещё в 2019 году планировали переехать, тогда подавались на студенческую визу. Хотели поступить на языковые курсы, но, к сожалению, получили отказ.
В 2022 году вернулись к идее переезда и стали просматривать какие-то альтернативные визовые варианты. О стартап-визе знала давно, но не думала, что этот вариант может нам подойти. К счастью, на этот раз всё получилось, и именно таким способом…
Подготовка к переезду
Мы всерьёз занялись переездом в декабре 2022 года, а в мае 2023-го у нас уже были готовые визы. Мне кажется, что для переезда это небольшой срок.
Сама стартап-виза – это что-то вроде «челенджа». Нужно пройти несколько этапов, а подача документов – самый простой на этом пути.
Для подобной визы нужен проект. И не простой, а инновационный, это очень важно. Для «просто предпринимателей» отдельная категория «паспорта для талантов», но это не мой вариант.
Также одно из условий – найти инкубатор или акселератор, то есть компании, которые занимаются продвижением стартапов во Франции. Для них нужно сделать «питч», то есть презентацию своего проекта. Список инкубаторов открыт, но, к сожалению, сами они не сильно активные. Поэтому им можно и нужно писать, уточнять, спрашивать… Можно обращаться и на официальный сайт French Tech, чтобы там порекомендовали компании и дали какие-то контакты.
French Tech Visa – это упрощённый и ускоренный вариант получения ВНЖ Франции, который доступен для всех. Программа подразумевает возможность релокейта для собственников и сотрудников стартапов.
Сначала ты просто пишешь во все инкубаторы, какие возможно. Когда кто-то откликается, далее общение происходит в основном по телефону и онлайн. Сначала – «ознакомительный звонок», представляешься менеджеру, рассказываешь о своём проекте. Потом – ещё несколько бесед с разными представителями инкубатора, с их спонсорами. А после этого, если проектом заинтересовались, по почте получаешь подтверждение, что с тобой готовы работать, и – пригласительное письмо. Его потом и прилагают к пакету документов для подачи на визу для въезда во Францию. Порядок подачи на въездную визу стандартный, делали это сами в стране проживания через французское диппредставительство. Нам с мужем на основании «паспорта таланта» выдали визы на три месяца.
Обращаю внимание, что всё это подготовительная работа, которая ведётся ещё до въезда во Францию. Когда же виза получена и ты уже во Франции, инкубатору не особо интересно, что и как ты делаешь. Занимайся своим проектом. Если появляются вопросы, можешь к ним обратиться – может быть, тебе чем-то и помогут. Я иногда хожу в их офис, задаю вопросы офлайн, но, например, сейчас, летом, там практически никого нет. Отпуска…
Мне повезло. Первый же инкубатор согласился со мной работать, так как мой проект им понравился. Так что поиски завершились довольно быстро, но у всех бывает по-разному, и на этот этап нужно закладывать какое-то время.
У инкубаторов разные условия работы. Кто-то просит долю в будущей компании, кто-то просто берёт плату за свою работу, то есть за сопровождение компании. Нужно обращать на это внимание. Мы пошли по второму варианту: платим инкубатору за поддержку €350 в месяц – зато наш стартап принадлежит только нам.
Следующий этап – подтверждение инновационности проекта в Министерстве экономики Франции. Это также делается онлайн. На официальном сайте министерства надо заполнить большую анкету, предоставив абсолютно всю информацию о проекте и, самое главное, расписывая эту инновационность. Есть разные характеристики, по которым она оценивается: социальные, маркетинговые, технологические и т. д.
Рассмотрение может длиться до двух месяцев. Наш проект рассматривали четыре недели, после чего… мы получили отказ. Но это не конец истории. Ты можешь написать в министерство апелляцию, ещё раз сделать презентацию проекта… и всё-таки получить подтверждение. В итоге наш проект признали инновационным со второго раза.
На руках у нас оказались две главные бумажки: от инкубатора, что тебя «берут в работу», и от министерства экономики – подтверждение инновационности проекта.
Для визы ещё понадобится подтверждение финансовых возможностей. Это минимальный размер оплаты труда во Франции на момент подачи документов в месяц и за последний год в целом. Если не ошибаюсь, в моём случае это было €1 500 в месяц. И если вас двое, плюс €5–10 тыс. на второго человека.
Мы показали доход в виде выписки со счёта в российском банке. Правда, это было год назад – актуальны ли выписки от российских банков под санкциями…
Мой проект – на стыке туризма и образования: приложение для иностранцев, которые хотят приехать во Францию как туристы. У них появляются трудности с общением – особенно в регионах, ведь там чаще всего не знают английский. А мы прекрасно знаем «боли», с которыми сталкиваются изучающие французский, и делаем приложение, объединяющее туристические и лингвистические рекомендации. Например, перед походом куда-то предлагаем посмотреть языковой урок на соответствующую тему. При презентации проекта упирали на то, что такого продукта на рынке нет и он будет полезен…
Итак, порядок действий
1. Сделать план проекта
2. Найти инкубатор
3. Получить подтверждение инновации от минэка
4. Подготовить пакет документов для въездной визы и получить её
5. Въехать в страну, найти жильё и подготовить пакет документов для ВНЖ
6. Подать документы на ВНЖ в OFII (Французское управление иммиграции и интеграции)